Что должен
знать и уметь ребенок в 4 года
(простые тесты)
Вашему
малышу исполнилось 4 года, а значит появилась прекрасная возможность
своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время
проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его
психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных
областях
знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют
дополнительного
внимания.
К сожалению,
большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста,
потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много
времени и
рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают
только за год
до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у
ребенка
угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия
приводят к
перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное
отношение
к учебе.
С помощью
этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а
главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего
ребенка, и
подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.
В 4 года ребенок должен
уметь:
Внимание.
- Повторить за взрослым
движение в определенной
последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в
стороны, опустить руки.
- Хлопнуть
в ладоши только тогда, когда он услышит
определенное слово, например снег. ( Произнесите слова: дом, гроза,
снег,
книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег,
окно, ваза, ромашка, стул).
- Складывать
по предложенному образцу простые
постройки из конструктора.
- Находить
признаки сходства и отличия между двумя
игрушками.
- Самостоятельно
называть сходства и различия в
картинках.
- Находить
одинаковые предметы без посторонней
помощи.
- Складывать
разрезанную на 2-3 или 4 части
картинку или открытку.
- Выполнять
задания, не отвлекаясь в течение 5-7
минут.
- Удерживать в поле
зрения 4-5 предметов.
Мышление.
- Собирать пирамидку из семи
колечек без помощи
взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в
друга.
- Подбирать
самостоятельно вкладыши в нужные
отверстия.
- Называть
обобщающим словом каждую группу
предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц,
медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол,
стул, кровать, шкаф, кресло.
- Находить лишний предмет в каждой группе и правильно
объяснять свой выбор.
- Находить
пару каждому предмету.
- Отвечать
на вопросы: «Сколько лап у собаки? А
сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна
ручка у
двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал
сладким?»
- Подбирать
противоположные слова: днем светло, а
ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень …
(тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а
пенек…
(низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка…
(маленькая).
- Решать
простые логические задачи.
- Находить на картинке, где изображены нелепицы,
3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом
деле должно быть.
Память.
- Повторить за взрослыми на
слух несколько слогов
по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
- Точно выполнить задание, состоящее из
трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку,
принести
ее в комнату.
- Определить
с одной попытки, какой предмет исчез.
Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый,
затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них;
малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
- Повторить за взрослым на слух четыре-пять
слов:
стол, дом, кот, пень, ваза.
- Повторить
на слух цифры в определенном порядке:
три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
- Запоминать и называть без помощи взрослого
4-5
предметов.
- Рассказывать
наизусть несколько потешек, стихов,
загадок.
- Пересказывать
содержание услышанной сказки.
- Запоминать содержание сюжетного рисунка.
- Воспроизводить в памяти недавно
происшедшие, а
также яркие события своей жизни.
Мелкая моторика.
- Запускать мелкие волчки.
- Показывать отдельно один палец
(указательный), за
тем два (указательный и средний).
- Кистями рук делать «фонарики».
- Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке или на
шнуре.
- Застегивать пуговицы,
крючки, молнии.
- Показывать
в воздухе колечки, попеременно
соединяя каждый палец с большим.
- Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш
от бумаги.
- Заштриховывать
фигуры ровными прямыми линиями, не
выходя за контуры рисунков.
- Аккуратно
раскрашивать картинки, не выходя за
контуры.
- Проводить
прямые линии по середине дорожки, не
выходя за ее края.
- Проводить
вертикальные, горизонтальные и
наклонные линии нужного размера.
Математика.
- Показывать в комнате
предметы, которых по одному,
и тех, которых много.
- Показывать
предметы, которые по форме похожи на
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Показывать правую и левую руку.
- Показывать предметы, которые находятся
справа от
него и слева.
- Показывать,
что находится вверху и внизу от него.
- Находить в окружающей обстановке много предметов
и один предмет.
- Сравнивать
группы предметов, используя приемы
наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше
(меньше), каких поровну.
- Сравнивать
два, три предмета по величине (длине,
ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше),
длиннее
(короче), шире (уже), выше (ниже).
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник,
прямоугольник, овал.
- Понимать
слова: верхняя, нижняя, слева, налево,
справа, направо.
Развитие речи.
- Как собака лает, кошка
мяукает, корова мычит,
петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
- Что умеют делать эти животные (рыба
плавает, птица
летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
- После рассматривания предмета, сюжетной
картинки
или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех
предложений об этой игрушке.
- Произносить все гласные и согласные звуки, кроме
шипящих и сонорных.
- Согласовывать
слова в роде, числе, падеже.
- Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт,
игрушки, посуда, обувь, одежда.
- Правильно употреблять существительные с
предлогами: в, на, под, за.
- Употреблять
предложения с однородными членами.
- Отвечать на простейшие вопросы.
Окружающий мир.
- Назвать свое имя и фамилию;
имена мамы, папы,
бабушки, дедушки.
- Сказать,
сколько ему лет.
- Назвать
город, в котором он живет; свой домашний
- Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы,
летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются
желтые
и фасные листочки.
- Назвать
2-3 дерева, несколько цветущих
травянистых растений
- Назвать
отличительные особенности внешнего вида
дома— их и диких животных и их детенышей.
- Различить и назвать привычные бытовые предметы,
их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части
предметов.
- Различить
и назвать погодные явления.
- Назвать
несколько профессий.
- Различить
на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.
Источник
|